-->

Обучение и образование за рубежом и у нас

Кот программиста
Очень интересную тему затронул Номад Корованов с подачи Игоря Холманского (это тот, который недавно взлетел с места начальника цеха до кресла полпреда президента, ну вы знаете). Так вот, Холманский призвал: «молодёжь отказаться от высшего образовании и продолжить рабочие династии».


Вообще у Корованова есть чему поучиться начинающим блоггерам. Создать провокацию одним заголовком, да так чтоб и самому по шее не дали, это надо уметь. Я действительно восхищаюсь этим блоггером №1 всея Рунета, хотя и не читаю. Темы у него уж слишком политизированные, а в политике я ничего не понимаю. А вот с образованием зацепило, т.к. недавно об этом писал в одном из блогов. Решил отписаться и в этом посте, поделиться своими соображениями по вопросу: «Нужно ли гопникам высшее образование» - звучит, да? Ну да не судите строго. Всё сказанное ниже достаточно субъективно.

Что такое образование?

Ну да Бог с Коровановым, Холманским и гопниками. Я хочу поговорить об обучени в общем и об образовании в частности, с учётом отечественных реалий. Те, кто меня читают – знают, что я люблю зреть в корень, как и завещал нам Козьма Прутковский. В общем, давайте разберёмся, для начала, что такое образование.
Образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных образовательных цензов (оценки знаний).
А теперь давайте пройдёмся по пунктам, зачем нужно образование?
  1. Образование нужно самому человеку, для того чтобы развить своё мышление, привить моральные нормы и получить знания в той или иной области. Отечественный подход к образованию сводится к тому, чтобы научить человека учиться и не более. Предложить что-то большее оно не может. Те, кто обучают - это скорее люди знающие, но не умеющие, а главное не заинтересованные, кого-то обучать. В моём понимании, знать и обучать – вещи разные.
  2. Образованный человек является ценной ячейкой общества, т.к. именно он является столпом моральных нормам и двигает прогресс. Согласитесь, не имея развитого мышления невозможно стать чем-то большим, чем просто потребитель. Примечательно, что самостоятельное развитие мышления без понимания его необходимости фактически невозможно. Именно поэтому до 18 лет за нас решают те, кто это понимает (ну, или должен понимать).
  3. Закономерный итог – без образованных людей, служащий связующим звеном, не может быть государства. Опять же, понимание, что есть государство и зачем оно нужно это непростая задача. Даже те, кто стоит во главе политического олимпа, по всей видимости, это если и понимаю, то как-то иначе, чем я.

Плачевное состояние обучения и образования

Почему же образование у нас и даже за рубежом находится в столь плачевном состоянии? Те из нас, кто способен делать осознанные выводы плохо поддаются управлению. Обращаю ваше внимание на то, что изначально власть и сила являлись, и как видно являются, единым целым. Изначально основной задачей власти было (в идеале) защищать и покровительствовать. Сейчас к этому должно присоединиться и развитие человечества, но это очень сложно. Сложно выработать подход к управлению образованным обществом. В общем, выбирают наиболее простой путь?

На мой взгляд, решать, получить образование или нет, и какое именно образование, сейчас должны именно вы сами. Власть имущие товарищи в этом не заинтересованы. Да чего там, я и сам не реформатор, ценю стабильность и вообще жуткий консерватор. Уж слишком большую цену приходится платить за перемены. Особенно если их устраивают консерваторы, а так обычно и бывает.

Знания – вот то, что действительно ценно. Прав, прав бел Репе Декарт говоря: сogito ergo sum – что значит: я мыслю, - значит, существую. Да, мышление является первым признаком существования, а развитое мышление – жизни. Убивая образование, людей лишают жизни, обрекая их на существование.

Мои соображения по обучению и образованию

Образование, как и всё остальное, должно иметь ценность. Вообще, информация самый дорогой товар. Так почему же им столь бездарно распоряжаются? На мой взгляд, сейчас лучше сделать шаг назад. Бесплатным может быть только начальное образование, например детский сад и первых три класса – научиться читать, писать и считать. Среднее образование должно быть доступным, но платным. В противном случае учителя не смогут получить достойную оплату своего труда, а ученики не будут ценить полученные знания. Тоже можно сказать и о высшем образовании, но тут куда как сложнее.

Проблема в том, что это всё лишь красивые слова. Реализация сказанного приведёт к самым плачевным результатам. Учителя не будут получать больше, а те учителя, что есть, не станут учить лучше (они просто не смогут, привыкли). Ученики, видя такое дело, потеряют последний стимул к обучению и получению образования. К слову, то, что отменяют военные кафедры в институтах, университетах и т.д. – это тоже уничтожение стимула хоть как-то учиться и развиваться.

Послесловие

Увы, но на данный момент ситуация тупиковая. Мы подошли к тому рубежу, который очень сложно преодолеть. Но если этого не сделать пойдёт откат. Откат в развитии человечества, как научном, так и духовном. Не знаю, что хуже. Духовность часто подменяется искусственным суррогатом фанатизма. Осознание этого приводит в ужас, но что делать? Извечный вопрос и какой-то замкнутый круг. Я давно понял, что просто что-то делать, это тоже не дело, но делать надо. Такой вод парадокс. Спасибо за внимание. Удачи!

Twitter Facebook ВКонтакте Одноклассники Google+

7 комментариев:

Nina
Все познается на практике, Константин.
Редкий эмигрант в Италии не имеет образования. А здесь оно никому не сдалось. Сами дипломированные итальянцы не могут найти работу.
Но мы упорно даем своим детям высшее образование, потому что ТАК НАДО, чтобы они потом повторили нашу эмигрантскую судьбу.
Есть другой вариант: содержать на свои деньги дипломированного отпрыска, который на родине получает гроши.
wmascat
Нина, я же говорил, что проблема образования существует везде. В Италии думаю тоже. Зачем нужно образование я уже расписал. С вами категорически не согласен. Зачем люди эмигрируют не понимаю. Здесь ты хоть свой, там ты всегда будешь чужим. Не буду спорить, но лично меня судьба эмигранта, пусть даже с хорошей зарплатой, не устраивает.
Дмитрий
Привет! Мне посчастливилось поучиться в вузе с преподами "старой" закалки на физмате. Это было круто, я вам скажу. Нас поступило 50 в две группы - окончило 9 (девять). Учился 6 лет (завалил матан - поработал на стройке :)
И знаете, что скажу? Абсолютно не помню физику спустя годы, но, самое главное, что дала такая жесткая школа - умение добывать знания любой ценой и выживать в любой ситуации. И, уверен, что базовые знания смогу восстановить , но придется опять учиться :)

Когда учился, чуть чокнулся и проклинал преподов, а теперь безумно им благодарен. Это к тому, что не даются настоящия знания и навыки простой ценой. А если даются слишком легко, то значит, ты халтуришь и можешь большего.
Nina
Константин, не смешите меня. Какая я своя дома, если повсюду вижу равнодушие, хамство и несправедливость. Цены ничем необъяснимые, качество продуктов ниже низкого. С этим нельзя смириться, прожив годы за границей. Это и в самом деле БЕСИТ, как вы выразились.
wmascat
Нина, я вас прекрасно понимаю, там (за рубежом) действительно (наверное): американская улыбка, толерантность, низкие цены, качественные продукты и т.д., но лично мне важнее другое. По всей видимости вы это другое не замечали, а следовательно объяснить это я не смогу. Возможно, эмиграция для вас было лучшим выбором. В конце концов дом - это там где нам хорошо. Удачи!
stanskorik
Я как выпускник и член лаборатории академии наук россии, считаю что бесплатное высшее адекватно для подготовки научных сотрудников. А вот например для того чтобы в будущем стать хорошим продавцом или манагером стоит остановиться на платном образовании.
wmascat
Станислав, а как быть с не научными сотрудниками и не продавцами или манагерами, а обычными людьми? Или их вообще в расчёт брать не стоит? Не сочтите, что придираюсь, просто действительно интересует этот вопрос.
Отправить комментарий