-->

Мотивация без примесей

Кот программиста

Мотивации и психология. Подходы к работе с клиентами (пациентами) у психологов. Своим мнением делится Станислав Скорик, психолог (консультирование, диагностика и психокоррекция).

Мотивированные люди это причина всех проблем.
— Дж.Карлин, американский комик

Психологи помогают клиентам, слушают их, поддерживают, но иногда и мотивируют. Порой это выглядит как подбадривание, а порой смахивает на провокацию. Мотивация помогает вставать на ноги, одерживать победы, добиваться того, чего ты заслуживаешь. Но все ли верят в неё?

Когда мне было 15 лет, и я знал, что буду поступать на психолога, я читал Фрейда, Хорни, Выготского. И в те годы мне казалось, что психология добра к каждому человеку на свете. В институте я прочитал ряд книг, в которых рассказывалась мотивационная работа с группами людей, и я был заинтригован. Но, не смотря на книги, мои преподаватели по практике рассказывали, как слушать людей, подстраиваться под них, поддерживать. И в течение первых лет консультирования я был хорошей опорой для своих клиентов. На меня никто не жаловался, все были довольны.

Но медленные изменения в поведении, мыслях и эмоциях клиентов меня не устраивали. Потом я познакомился с провокативной терапией, которая «разрешила» мне конфликтовать с клиентами. И последние полгода, иногда я бываю не «колонной» а «палкой погонялкой». И мне это нравится!

Традиционно мотивационной работой занимаются кадровые психологи. Про них я знаю мало. Но в рамках работы с «группой риска», инвалидами, людьми в трудной жизненной ситуации, алкоголиками и т.д. более всего распространена следующая модель работы:

Сопереживающий психолог и глубоко травмированный клиент (пациент).

Неужто наши клиенты на самом деле настолько измучены жизнью? Неужто у них не было возможностей пройти свои кризисы и забыть травмы? Неужто они так слабы?

Нет, они сильные люди. Но они строят те жизни, которые хотят. И порой им нужна не поддержка, им нужен толчок. Что-то, что выбьет их из колеи. Любой алкоголик, любой депрессивный клиент, любой трудный подросток имеет массу возможностей отхватить свой кусок, стать победителем и жить, так как он считает нужным.

Порой, и только порой, наиболее удачна вторая модель отношений специалиста и клиента:

Психолог и сильный, взрослый, мотивированный клиент, который немного потерялся.

Мне кажется, что мотивационную работу лучше изучать в жизни. Например, смотреть, как работают настоящие тренеры, педагоги и наставники. Вот очень интересное видео:

Посмотрите, как тренер строит свой диалог. Обратите внимание на его руки. Послушайте, как изменяется его голос. Да, он не психолог, у него нет диплома психотерапевта, и он не напишет вам заключение, но он умеет мотивировать.

И чуточку иного отношения к мотивации

Мошенники. Серийные убийцы. Растлители малолетних. Ортодоксальные христиане. Эти люди высокомотивированные, высокомотивированные. В любом случае я думаю, что мотивацию переоценивают.
— Дж. Карлин, американский комик.

В заключении скажу и то, что, несмотря на крайне активное использование мотивации в бизнес психологии, в рамках психологической помощи ее недооценивают. Но взгляните на свои проблемы, и подумайте, может быть вам, просто не достает мотивации? И если это так, то не читайте этот блог, не ищите специалиста, не требуйте помощи, не просите, не говорите, не советуйтесь. Просто добивайтесь.

Короткая ссылка: http://goo.gl/uYAFbT

Станислав Скорик
Автор статьи: Станислав Скорик
психолог (консультирование, диагностика и психокоррекция)
Личный блог: contemporary psychology
Станислав в соцсетях: Google+ | Twitter | Facebook | ВКонтакте

Twitter Facebook ВКонтакте Одноклассники Google+

Комментариев нет:

Отправить комментарий