-->

Ключевые слова в ЧПУ и всё?

Кот программиста
Давайте поговорим о ЧПУ обобщённо, т.е. с позиции SEO, удобства пользователей, использования в CMS (производительность или гибкость). По крайней мере, я начну, а вы продолжите.

Мне очень сложно общаться с людьми, которые являются специалистами в какой-то конкретной области. С одной стороны – они специалист, априори знают больше моего. С другой стороны – дальше своей области они вопрос не рассматривает. Есть и проблемы чистой логики, без всего наносного и узкоспециализированного. Опять же, попытаться включить логику, когда что-то работает, а советую другое – уже не получается.

Ключевые слова в ЧПУ и всё?

Реально уважаемый мной Сергей Кокшаров, автор блога Devaka.ru, не исключение. В своём посте: «ЧПУ-адреса – описание рекомендации, примеры» – он рассматривает вопрос с одной позиции, которую жёстко отстаивает и не желает идти на компромисс. Мне очень хочется сказать то, что я думаю по данному вопросу. Это я сделаю. Но придётся сдерживать себя в словах. Обычно такие дискуссии меня очень сильно утомляют. Хочется ответить прямым текстом, но я уважаю Сергея и не позволю себе уж слишком выйти за рамки цензуры.

Ключевики, ключевики и ключевики

Сеошники ругают перебор с ключевиками, но сами не могут обойтись без них. Идея настолько глубоко засела в их мозгах, что любые, выходящие за рамки привычного, доводы уже не воспринимаются. К слову, такая же проблема у меня вышла и с Александром Алаевым. Я просто быстро устаю биться об железобетонную стенку. Увы и ах.

Да и объяснять, по всей видимости, не умею. У меня даже с дикцией проблемы. Вот недавно покупал сигареты, говорю: «дайте блок винстон синих» - продавщица даёт одну пачку; повторяю, чуть ли не по буквам: «блок» - даёт блок, но лайт; уже чуть не рыча: «Блок Винстон СИНИХ». Говорить Blue вообще трагично. Ну да не суть важно.

Ключевики настолько приоритетны для сеошникам, что логика уходит на второй план. Google, Яндекс и т.д. сто раз говорили – в ЧПУ должна быть логическая подсказка пользователю. Что вам может сказать, например, такой URL:
http://sitename.ru/keywords/
Понятно, что речь о ключевых словах, но не более. А вот если так:
http://sitename.ru/post/keywords/
О, теперь стало понятно, что это пост о ключевых словах. Другими словами, префик в ЧПУ не так уж и плох? Да, URL становится длиннее, но логика выглядит куда как лучше. К слову, сам Кокшаров использует для своих постов префикс articles/, а советует не использовать его. Что это и как назвать?

Символ слэш в конце URL

Я уж молчу о том, что нюанс различия папок и файлов опущен. Так что дополню. Если вы используете в URL-адресе концовку .htm, .html и т.д. – это файл. Следовательно, недопустимо использовать в конце URL символ слэш (/).
неправильно: http://sitename.ru/keywords.html/
правильно: http://sitename.ru/keywords.html
Более того, при наличии символа слэша в конце, в этом случае, лучше использовать 301 редирект на URL без слэша или хоть указывать канонический вид URL (тот же rel="canonical").

Если вы не используете в URL-адресе такие концовки, то получается папка. Следовательно, символ слэш должен стоять в конце.
неправильно: http://sitename.ru/keywords
правильно: http://sitename.ru/keywords/
Понятно, что такие ошибки не столь уж и фатальны. Просто нарушается логика построения сайта. К слову, признаю, на одном своём блоге я упустил этот нюанс, а сейчас просто лениво что-то исправлять. Да и неизвестно как оно аукнется. Может, и решусь произвести реорганизацию, но не сейчас. Есть дела и поважнее…

Технические нюансы ЧПУ

Мы разобрали с вами вопросы SEO и пользовательского удобства в отношении ЧПУ. Теперь я хочу поговорить о том, что хотел донести Кокшарову. Конечно, каждый случай нужно рассматривать отдельно. Именно поэтому идеального CMS просто не существует. Всегда будут возникать неразрешимые противоречия. Наглядным примером тому может служить WordPress. Логически он построен неплохо, но как не старайся он будет жутко прожорлив.

Размещая свои сайты на виртуальном хостинге, тему технической оптимизации движков я проштудировал неплохо. Сам пишу движки и более-менее знаю, о чём говорю. В случае с ЧПУ, могу констатировать – префиксы жизненно важны для снижения нагрузок. Выиграть можно не много, но тем не менее. И опять же, всё зависит от конкретного случая.

Префиксы в ЧПУ хороши, когда речь идёт о сайте с разными видами контента и форм его вывода. Согласитесь, последовательно перебирать кучу таблиц в поисках нужных данных это не лучших вариант, а ведь придётся. Сергей дал дельный вариант снижения нагрузки – использовать отдельную таблицы с ЧПУ. Всего один запрос, но это лишний запрос, который можно избежать, используя префикс в ЧПУ. Всё равно вам придётся делать ещё одну выборку для получения нужных данных того же поста.

Так получается, что программисту легче работать с префиксами. Исключением может служить большой проект, где учтена возможность его расширения. Там да, там важна гибкость. Следовательно, для облегчения процесса можно и нужно жертвовать производительностью. Опять же все зависит от конкретной реализации.

Например, я не уверен, что использование префикса в WordPress даст какой-то результат, но о логике вещей мы говорили. Следовательно, и владельцу сайта выгода может быть только косвенной. Если ему важно производительность то придётся искать одни решения, а если гибкость – другие. Не знаю, как ещё сказать, чтобы было понятней.

Послесловие

Большинство из нас всё-таки пользователи. Наш выбор в большей степени основан на внешних признаках: удобная админа, плагины, виджеты, цена, шаблоны и т.д. Вы не можете сразу понять последствия своего решения. Большинство используют WordPress и остаются довольны, даже при 40-80 запросах к БД за раз. Я и сам его использую. Правда, закинул эти блоги из-за прожорливости. Как вы видите, пишу теперь на убогом блог хостинге Blogger.

Тем не менее, я посчитал, что определённые представления о вопросе ЧПУ вам будут полезно. Пусть вы никогда этим не воспользуетесь, но хоть какое-то понимание, почему делается так, а не иначе у вас будет. На это у меня всё. Спасибо за внимание. Удачи!

Twitter Facebook ВКонтакте Одноклассники Google+

4 комментария:

Анонимный
Константин, я бы хотел немного уточнить свою мысль по поводу префиксов, ибо вижу, что выразил её в последний раз неясно.

ЧПУ состоит из чанков - это нормально.
Чанки отражают, по сути, иерархию сайта.

Например, мы имеем контентный портал, где имеются рубрики: события, репортажи, интервью, статьи. Соответственно, публикации в интервью хорошо давать ЧПУ вида:

/interview/vasya-pupkin.html

А публикации в репортажах:

/reports/about-vasya-webinar.html

То есть, в данном случае чанки /interview/ и /reports/ это не префиксы (хотя их можно назвать и так), а важные элементы, обозначающие категорию. В этом вы правы, что нужно (или лучше) использовать именно подобные шаблоны ЧПУ.

Моё возражение было по поводу других префиксов, например, в вордпрессе по умолчанию категориям добавляется в ЧПУ префикс /category/ (чтобы разделить категории от меток и авторов), но если мы используем движок для простого коммерческого сайта (а не для контентного проекта), то этот префикс бесполезен.

Например, у нас на сайте есть категория "новости" с чанком "news" и категория "товары" с подкатегориями "ноутбуки" и "телевизоры" :)

Соответственно, что лучше (какой вид ЧПУ)?

/category/news/some-news-title.html
или
/news/some-news-ttle.html

а также для товара:

/catalog/notebook/asus/model-title.html
или же
/notebook/asus/model-title.html

Я об этих бесполезных префиксах /category/ и /catalog/. Они удлиняют адрес и без них и так понятно, в какой рубрике мы находимся.

Надеюсь, мысль прояснил подробней :)
Спасибо за замечания!
wmascat
Сергей, ну вы дали стране угля. Целая статья получилась :) Огромное спасибо! Да и вообще приятно, что отписались. Особенно спасибо за название "чанк", обычно я англ. "slug" использовал. Пройдусь по пунктам, дабы смысл сохранить.

1. Если сайт имеет один тип данных, то "чанк" распознавания не нужен. Так я сделал в своём простеньком CMS Цимус. Хотя, и он ближе к вашему варианту с отдельной таблицей ЧПУ. Иногда вместо "чанка" программисты используют в таких простых CMS ещё фильтрацию по концовке, например ".html". Можно даже на уровне того же модуля mod_rewrite, т.е. серверной составляющей.

2. В магазине я всё таки думаю оптимальным будет использовать "category" для категорий, "news" для новостей и т.д. А вот "catalog/" - излишне и мене логично в случае с предыдущим. Мою реализацию движка магазина вы можете посмотреть на примере Бебеки. Это средний проект и именно для таких подобное решение оптимально.

3. Крупные проекты имеют модульную, а главное расширяемую структуру. К слову, WordPress явно из таких. Поэтому там просто невозможно использовать предложенную мной фильтрацию, т.к. нужна динамика, а у меня всё фактически в статике. Там да, ваш вариант - отдельная таблица для ЧПУ и куча других запросов. Тут не до оптимизации, главное чтоб работало, а нагрузку частично снимаю кэшированием. Здесь решаете каким быть ЧПУ именно вы. Хотя, и тут, даже в плане SEO, логика должна имхо присутствовать: "category", "news" и т.д. Пользователю такое удобней понять имхо. Зачастую разбивают даже на поддомены.

Другими словами, всё зависит от конкретного случая и конкретных целей. Я понимаю, что получаются повторяющие ключевичи в ЧПУ "category", "news" и т.д. Вложенность, длина и т.п. Просто я перфекционист и стремлюс к идеалу, даже себе во вред. Если что не обращайте внимание. Удачи!
нерадивый бухгалтер
Я упустила момент с ссылками изначально, а теперь просто не хочется что-то менять)
wmascat
Ну, вы ничего не упустили. Включайте ЧПУ на вашем блоге, проблем не будет, т.к. оно там в виде дополнения. Т.е. страницы будут доступны и по текущим и по новым адресам.

Также советую установить плагин Light SEO или сейчас очень популярен All in One SEO Pack для работы с метатегами задания TITLE отличного от названия постов и т.д.
Отправить комментарий