-->

Вежливость, доведённая до абсурда

Кот программиста
Нам свойственно кидаться из одной крайности в другую. Это сложно объяснить, ещё сложнее понять. Особенно меня удивляет использование вежливости, доведённой до пресного абсурда. В этом посте я позволю себе затронуть этот скользкий вопрос. Сразу скажу, учить вас жизни я не собираюсь. Более того, я с удовольствием примерю ученическую робу. А всё ниже перечисленное лишь мои соображения и предположения. Так что не спешите с выводами!

Вежливость, доведённая до абсурда

Для начала давайте разберём, что такое вежливость? Я бы сказал, что вежливость - это нравственная и поведенческая категория, являющаяся неотъемлемой чертой характера того или иного человека. Именно поэтому попытка выдать желаемое за действительное, изначально обречена на провал. На мой взгляд, лучше принять себя токовым какой ты есть, а потом, постепенно, меняться в лучшую сторону.

Продолжая мысль, отмечу, что под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми. При этом, забывая о готовности найти компромисс, а главное выслушать противоположную точку зрения. К слову, кого-то выслушать, лично для меня, очень сложная задача. Да, я больше люблю, когда слушают или читаю именно меня. Но я с этим борюсь! Постепенно.

Примечательно, что вежливость, как культурный феномен, фактически не поддаётся оцениванию. То, что считается вежливым в одной культуре, может быть грубостью или странностью в другой. На мой взгляд, лучшим проявление вежливости является создание такой обстановки, которая позволяет людям чувствовать себя комфортно, т.е. избегать напряженности в отношениях. Для этого не обязательно выставлять вежливость напоказ.

Абсурд проявления вежливости в блогах

Как вы видите вопрос очень сложный. Всё, что я излагаю достаточно субъективно. В тоже время, читая многие блоги, я встречаюсь с частым проявлением абсурдной вежливости. Это очень напрягает и не даёт того самого комфорта. Поясню.

Во многих постах встречаются приветствие, благодарности, пожелания, просьбы и т.д. Примечательно, что всё это не имеет прямого отношения к содержанию самих постов. Это лишь шелуха, за которой отсутствует стремление ценить и понимать читателя. Я понимаю, что «американская улыбка» это правильно, но ей же ещё надо уметь пользоваться. А если нет умения, то лучше и не пробовать. Остановлюсь на этом нюансе чуть подробней, т.к. и сам допускал (и думаю ещё не раз допущу) подобные ошибки.

Я не вижу смысла начинать пост с того же приветствия, если речь не идёт о каком-то закрытом сообществе, где все друг друга знают. Вы же не здороваетесь со всеми подряд на улице? Конечно, ваш блог – это ваш дом, но это аналогия ошибочна. Скорей всего, блог – это построенная вами беседка, посты – выращенные вами клумбы вокруг неё. Кто угодно может зайти в беседку, посидеть, полюбоваться клумбами и т.д., но ваше приветствие здесь будет только напрягать незнакомого с вами посетителя. Тоже можно сказать и обо всём другом. Конечно, у многих блогов есть своя аудитория, для которой всё перечисленное уместно, но остальные, в таком случае, остаются в сторонке.

Несколько иную форму абсурда вежливости можно встретить в виде просьб. Обычно просят лайкнуть пост, оставить комментарий, подписаться на RSS и т.д. На мой взгляд, гораздо лучше выглядит негативная вежливость, когда просто констатируется право на выбор. Есть социальные кнопки – вы имеете право лайкнуть или нет, есть форма комментария – вы имеете право прокомментировать или нет, есть RSS – вы имеете право подписаться или нет и т.д. А вот когда просьбы находятся в самом посте, да ещё и в каждом посте – это имхо перебор.

Даже новшество в виде странички с благодарностью за первый комментарий я считаю излишеством. Именно излишеством, но не самым худшим вариантом. На мой взгляд, куда как важнее ценить и понимать посетителя блога, постараться стать на его место. На самом деле, это действительно очень сложно и не всегда выгодно. Многие новички (да и старички тоже), увидев, что их блог никому не нужен или есть ещё какие-то проблемы, поддаются соблазну воспользоваться «американской улыбкой», но как я и говорил – этим надо уметь пользоваться.

Послесловие

Мне бы очень хотелось сказать, что я понимаю вас, т.к. и сам прошёл через это. В тоже время, мне не чужды все эти хитрости. Как-то так получилось, что в последнее время, лично у меня, на первое место стала выползать «практичность». Нужно ли вам это? Я не могу ответить на этот вопрос за вас, но надеюсь, что данный пост даст вам пищу для размышления.

Twitter Facebook ВКонтакте Одноклассники Google+

8 комментариев:

Денис
Я один раз ехал в транспорте, и прочитал на стене очень хорошую фразу "Будьте взаимовежливы, уступайте место пожилым людям". В этой фразе меня натолкнуло на мысль слово "взаимовежливы". То есть не стоит быть вежливым, стоит отвечать вежливостью на вежливость. Нужно уступать место бабушке, которая подошла, и вежливо попросила уступить место, а не бабушке, которую ты заметить не успел, а она уже тебя грязью обливает, мол какой ты невоспитанный, стоит перед тобой пожилой человек, а ты место ему не уступаешь.
Также и в блогах. Блоггер, у которого в контенте полное отсутствие цензуры вряд ли заслуживает коммента, который начинается с приветствия, и содержит в своем теле местоимение "Вы"...
wmascat
Денис, согласен, начать действительно стоит с чего-то простого вроде взаимовежливости - ты мне я тебе, т.к. это будет хотя бы честно. В тоже время, я отметил, что стремление измениться к лучшему - это, на мой взгляд, хорошо. Главное чтобы вежливость была естественной чертой характера.

Отдельно хочу отметить, что вежливость и цензура, на мой взгляд, не взаимосвязаны, т.к. вежливость это культурный феномен, но об этом я уже писал в посте, не буду повторяться. Главное, что я не вижу проблемы в том, что кто-то использует в постах даже мат, главное - как и для чего он это делает.

Обращение на "Вы" считаю изначально правильным, но если следует предложение перейти на "Ты" - я обычно всегда откликаюсь :) Вообще обращение на "Вы" оно универсально, а вот на "Ты" уже как бы подразумевает новый уровень общение имхо. Впрочем, согласен, всё это очень индивидуально.
Вадим
По-моему вежливость излишней не бывает, бывают излишне слова, которые превращают вежливость в мусор. Но тут опять моя не любимая часть Русского языка, как литературная, которую до того усложнили писатели, что фиг поймешь где эта граница вежливости. Хотя вроде бы об этом как-то упоминала наша учительница литературы (запустившая в меня здоровую книгу из-за того, что я сказал, что литература только усложняет язык, однако сказал я это, мягко говоря, по-молодежному).
Ну а вежливость поста - тут у каждого границы свои, свои понятия и понимания, спорить по этому без толку, все равно переубедить не удастся. Хотя тут соглашусь в одном - если уже есть форма подписки под статьей, то не нужно указывать еще раз, что бы подписались на обновления блога (сам вроде бы как-то это использовал, но смотрится неказисто).
wmascat
Согласен, вежливость излишней не бывает, главное чтоб она была естественной, фальшь очень уж бросается в гласа - об этом я собственно и говорю. Согласен и с тем, что всё это индивидуально, о культурном феномене я тоже сказал.

На счёт формы подписки это ещё не самое худшее, а вот когда просят лайкнуть, прокомментировать и т.д. Но как и говорил - велик соблазн. Я лично тоже порой могу вставить что-то вроде: "буду благодарен за комментарии" :) Опять же бесят приветствия - это же первое, что бросается в глаза. Концовку обычно мало кто читает. Но это опять же всё индивидуально.
stanskorik
С идеей поста согласен на все сто. Тем не менее в моем случае основная причина того, что я порой прошу комментировать посты в блоге, состоит в том, что мне комментарии высказывают в реальной жизни, звонят по телефону и пишут в контакте. Т. к. большинство читателей моего блога знают меня лично.
И порой я напоминаю читателям, что комменты в блоге это хорошо, а вот реал это уже другое))
wmascat
Станислав, в этом случае я обычно рекомендую создавать страничку, например "О комментариях" где всё это можно изложить подробным образом. Это куда как эффективней и правильней что-ли.

Опять же я не вижу проблем в обращении именно к уже имеющейся аудитории, с которыми вы знакомы, но оно будет предназначаться именно для них, остальным придётся постоять в сторонке.

В целом вопрос с комментариями очень сложный. Здесь есть масса решений. Об одном таком решении по увеличению комментариев я уже рассказывал на примере блога Ивана Королева. Сейчас я и сам пробую один метод, может и отпишусь о нём, когда соберу необходимый объём материала :)
Дмитрий
Ну, Константин, верно подметил. Иногда общение в блогах зашкаливает по жизнерадостности и превращается в розовый поток соплей (извини за грубое сравнение)
С другой стороны хамить тож вредно. То бишь во всем нужна мера.
wmascat
Дмитрий, я специально сделал подраздел "Абсурд проявления вежливости в блогах" как примеры того, что бесит лично меня. А в ограничениях я не вижу смыла, главное чтобы был здравый смысл и всё говорилось (с матом или без, с соплями или без и т.д.) в тему и искренне. Большего всего меня бесит именно фальш, не зависимо от того делалось это по методе а"мериканская улыбка" или ещё как, об это и пост.
Отправить комментарий